Божественная любовь в мистической поэзии Шамс ад-Дӣна Зāкӣ на персидском языке

Авторы

  • Искандер Расулевич Саитбатталов Уфимский университет науки и технологий

DOI:

https://doi.org/10.21146/2949-1126-2024-2-1-23-37

Ключевые слова:

божественная любовь, накшбандиййа, персофония, суфийская литература, суфизм в Башкортостане

Аннотация

Статья посвящена представлениям о божественной любви, содержащимся в двух ранее не публиковавшихся и не подвергавшихся исследованию стихотворениях башкирского поэта и богослова Шамс ад-Дӣна Зāкӣ (1822–1865) на персидском языке. Путем сопоставления упомянутого текста с произведениями, входившими в круг его чтения, а также ключевыми текстами ордена Накшбандиййа-Муджаддидиййа устанавливается связь представлений суфийского поэта с идеей «сущностной любви», сформулированной индийским мистиком XVII в. Ах̣мадом Сирхиндӣ. Эта любовь представляет собой не экстатическое состояние, а путь постоянного самосовершенствования с целью вытеснения из души мистика любых устремлений и желаний, кроме полного принятия божественной воли. В стихотворении Зāкӣ любовь приобретает этическое измерение. Результатом ее проявления становится правдивость мистика — соответствие внешнего и внутреннего в его поведении и мотивации. Словесное выражение этих представлений опирается на обширный корпус классических произведений персидской литературы XI–XIII вв., причем двумя наиболее часто цитируемыми авторами выступают Фарӣд ад-Дӣн ‘Ат̣т̣āр и Джалāл ад-Дӣн Рӯмӣ.

Биография автора

  • Искандер Расулевич Саитбатталов, Уфимский университет науки и технологий

    кандидат филологических наук, ведущий специалист

Загрузки

Опубликован

2024-07-06

Выпуск

Раздел

ИССЛЕДОВАНИЯ