Фальсафа и эвиденциализм. Рецензия на: Booth A. Analytic Islamic Philosophy. New York & London: Palgrave Macmillan, 2018. 222 p.
DOI:
https://doi.org/10.21146/2949-1126-2024-2-1-101-116Ключевые слова:
Энтони Бут, аналитическая исламская философия, фальсафа, знание пророков, эвиденциализм, доксастические практики, история философииАннотация
В статье рассматривается книга Энтони Бута «Аналитическая исламская философия». Эта книга представляет собой введение в исламскую философию, начиная с ее зарождения в Средние века и заканчивая ее современными изводами. Э. Бут использует в своем изложении язык и понятийный аппарат современной аналитической философии, тем самым предпринимая попытку актуализировать наследие исламской философии. Центральная проблематика книги — эвиденциалистская трактовка особого эпистемического статуса пророка. Главные фигуры изложения средневековой исламской философии: ал-Киндӣ, ал-Фа̄ра̄бӣ, Ибн Сӣна̄, ал-Г̣аза̄лӣ, Ибн Рушд — представлены в хронологическом порядке параллельно с введением в основные темы исламской теологии и греческой философской традиции. Затем в книге кратко представлены те, кого Э. Бут называет «досовременными» авторами, включая ас-Сухравардӣ, Муллу С̣адру и Ибн Таймиййу; все эти мыслители, наряду с их средневековыми предшественниками, описаны как предтечи более современной инкарнации исламской философии — т.н. политического ислама. Я подвергаю сомнению использование Э. Бутом клиффордского варианта эвиденциализма для анализа центральной проблемы. Во-первых, такой вид эвиденциализма сильно устарел и никак не может считаться концепцией современной аналитической философии. Во-вторых, он не защищен от возражения от доксастических ограничений, о котором, однако, Бут не упоминает. Однако это возражение открывает новые возможности для анализа эвиденциалистского подхода и новые герменевтические способы толкования концепций пророческого знания в исламской философской традиции. В-третьих, анализ Бута может быть гораздо адекватнее проведен не при помощи введения многих различных видов эвиденциализма, а при помощи концепции доксастических практик. Статья завершается рассмотрением вопроса о том, чем современная аналитическая философия может быть полезна для истории философии.