Роль космологических метафор в инициатических рассказах Шиха̄б ад-Дӣна Йах̣йи ас-Сухравардӣ
DOI:
https://doi.org/10.21146/2949-1126-2024-2-2-6-25Ключевые слова:
исламский мистицизм, персидская средневековая литература, суфийская литература, философия озарения, ишракизмАннотация
В корпусе сочинений известного арабо-мусульманского мыслителя Шихāб ад-Дӣна Йах̣йи ас-Сухравардӣ (1154/55–1191), создателя одного из пяти основных направлений исламской классической философии — ишракизма, или «философии озарения» (х̣икмат ал-ишра̄к̣), — содержится особая категория текстов, которые уместно охарактеризовать как уникальный жанр исламской философской литературы: инициатические рассказы, или рассказы о посвящении. По форме эти тексты представляют собой художественные произведения, однако основная цель их написания — не развлечение читателя, а символическое описание мистического религиозного опыта автора (того самого «озарения» (ишра̄к̣), лежащего в основе гносеологии ас-Сухравардӣ) и передача знания (ма‘рифа) об устройстве Вселенной и природе Бога. В силу эзотеричности обретаемого через мистическое озарение знания его изложение на ригористическом языке перипатетической традиции, в рамках которого написана тетралогия больших арабоязычных трактатов ас-Сухравардӣ, не представляется возможным; потому в инициатических рассказах автор прибегает к использованию символического языка, т.е. к обильному употреблению метафор — художественных образов, за которыми стоят отдельные философско-религиозные идеи. Эти метафоры можно разделить на несколько групп. Одну из таких групп составляют космологические метафоры — предмет нашего исследования. В работе мы рассмотрим инициатические рассказы ас-Сухравардӣ А̄ва̄з-и парри Джабра̄’ил («Шум крыльев Гавриила»), ‘Ак̣л-и сурх̱ («Багряный ангел») и Рӯз-ӣ ба̄ джама̄‘атӣ с̣ӯфӣйа̄н («Один день с группой суфиев»), в которых символически живописуется устройство Вселенной. Мы определим роль использованных символов как в ансамбле рассказов о посвящении, так и в философской системе ас-Сухравардӣ в целом. Иными словами, автор статьи попытается ответить на следующий вопрос: зачем Шейх озарения приводит столь объемные космологические метафоры в своих мистико-ориентированных произведениях?