Споры о божественном знании: ʼАбӯ ал-Барака̄т ал-Баг̣да̄дӣ vs фаласифа

Авторы

  • Ахмед Теик Независимый исследователь

Ключевые слова:

знание, ʼАбӯ ал-Барака̄т ал-Баг̣да̄дӣ, универсалии, партикулярии, Аристотель, Авиценна

Аннотация

Проблема божественного знания, актуальная для иудейского и христианского богословия, была поставлена и в средневековом арабо-мусульманском теологическом дискурсе. Предлагаемая вниманию читателя работа состоит из трех частей, первая из которых отведена под анализ учения Аристотеля о Первоначале и возражений против него ʼАбӯ ал-Барака̄та ал-Баг̣да̄дӣ (ум. 560/1165), известного также под именем Натанель. Во второй части статьи автор описывает и критически обозревает теологические построения мусульманских богословов, касающиеся провиденциалистической тематики. Наконец, третья часть труда посвящена соответствующим теориям арабских перипатетиков (фаласифа) — в частности, ал-Фа̄ра̄бӣ (ум. ок. 339/951) и Авиценны (ум. 427/1037) — и направленным против них контраргументам ал-Баг̣да̄дӣ, приведенным в трактате «Изучаемое в божественной мудрости» (ал-Муʻтабар фӣ ал-х̣икма ал-ʼила̄хиййа). Отдельно изложены возражения философа против перипатетиков, постулировавших универсальный характер знания Аллаха, и теоретический контекст выведенных ʼАбӯ ал-Барака̄том инвектив: наглядно демонстрируется зависимость ал-Баг̣да̄дӣ от каламического дискурса и общая катафатическая направленность его мысли. В частности, признавая необходимость постижения Богом партикулярий, мыслитель увязывал ее с актом творения и ежемгновенным поддержанием существования вещей Вседержителем.

Загрузки

Опубликован

2023-01-27

Выпуск

Раздел

ИССЛЕДОВАНИЯ