Перспективы исследования идей ал-Мух̣а̄сибӣ в актуальной историографии раннего суфизма

  • Рузана Владимировна Псху Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы
Ключевые слова: ранний суфизм, трансцендентальная герменевтика, философия науки, ал-Х̣а̄рис̱ ал-Мух̣а̄сибӣ, Оберхаммер, методология, ислам, мистицизм, российское востоковедение, трансценденция

Аннотация

В статье под ранним суфизмом понимается этап возникновения и становления исламского мистицизма, представленный в афоризмах и доктринальных текстах на арабском языке. Последние памятники создавались в особый период: его начало ознаменовано деятельностью ал-Х̣асана ал-Бас̣рӣ (ум. 110/728), а завершение — творчеством ан-Ниффарӣ (ум. 354/965). Ранний суфизм представляет собой предмет отдельной, весьма узкой области суфиеведения, исследовательская литература по которой не столь обширна, как по суфизму в целом или его более поздним периодам. Очевидно также и то, что любая попытка применить к исследованию раннего суфизма те же далекие от понимающей герменевтики аналитические подходы и методы, что и к более поздним периодам развития исламского мистицизма, может привести к ликвидации той чарующей атмосферы благочестия и набожности, которая сопровождала страстные поиски и «домогательства» Бога со стороны ранних мистиков ислама и которой пропитаны их жизнеописания и тексты. В статье основные методы по изучению идей раннего суфизма и его представителей описываются в историографическом ключе (с учетом историографии суфизма, созданной А.Д. Кнышом), а анализ исследовательских методов сопряжен с апробацией метода трансцендентальной герменевтики австрийского востоковеда Г. Оберхаммера (р. 1929) на материале раннесуфийскогоучения ал-Х̣а̄рис̱а ал-Мух̣а̄сибӣ (170/781–243/857). Одним из результатов исследования можно считать подведение итогов в исследовании историографии раннего суфизма, а также разработку нового метода по его изучению. В обозначенных перспективах дальнейшего изучения раннего суфизма (углубление и расширение сведений о фактах и реалиях; развитие новой методологии, обеспечивающей как минимум континуальность исследований) обосновывается подчиненность первой перспективы второй, обусловленная, прежде всего, теоретической эффективностью методологической перспективы Оберхаммера. Анализ существующих на данный момент исследовательских жанров снабдил наше исследование дополнительными аргументами в пользу внедрения новой методологии в изучение раннего периода развития исламского мистицизма.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2023-11-27
Раздел
ИССЛЕДОВАНИЯ