Теомонизм как доктрина божественности существования. Мистицизм Ибн Сабʻӣна — предшественник позитивной философии Шеллинга?

Авторы

  • Жад Хатем Университет св. Иосифа

Ключевые слова:

Ибн Саб‘ин, Шеллинг, суфизм, всеединство, философия откровения, религиозный опыт, арабо-мусульманская философия

Аннотация

Статья посвящена компаративному анализу отдельных трактатов суфийского мыслителя Ибн Саб‘ӣна (1217–1269) и Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга (1775–1854). Автор выделяет у обоих философов два самостоятельных типа «авраамических» теологем — монотеистическую и теомонистическую; в то время как первая объявляется им характерной для примитивных верований и призванной утверждать существование «верховного» божества, вторая соотносится с мистико-философской интуицией всеединства. Как показывает ученый, и Шеллинг, и Ибн Саб‘ӣн схожим образом отказываются от концептуализации монотеистической парадигматики, утверждая за Абсолютом невыразимую бытийную основу мироздания — подлинную основу единства и единственности последнего, в котором не остается реального онтологического пространства для внеположных ему объектов. Отдельно эксплицируются концепции предшественников Ибн Саб‘ӣна, касающиеся интерпретации формулы мусульманского единобожия.

Загрузки

Опубликован

2023-11-27

Выпуск

Раздел

ИССЛЕДОВАНИЯ