Неокалам и современная философия науки: союз или конфронтация?

Рецензия на: Altaie M.B. God, Nature and Cause: Essays on Islam and Science. Dubai: Kalam Research & Media, 2016. 242 p.

  • Михаил Викторович Шпаковский Институт философии РАН
Ключевые слова: калам, неокалам, метафизика, натурфилософия, философия физики, пространство, время, квантовая физика

Аннотация

В статье подробно рассматривается монография арабского физика Мухаммеда Басила Алтаи, посвященная неокаламической интерпретации современной физической теории макро- и микромира. Алтаи, отталкиваясь от пяти положений классического калама (о темпоральности мира, дискретности природных структур, рекреации и изменчивости мира, индетерминизме и интегрированности пространства и времени), развивает собственную концепцию, в пределах которой он пытается сформулировать «исламскую» интерпретацию отдельных проблем философии науки, физики и метафизики. Исходя из тезиса о значительном сходстве каламических представлений о природе с постулатами современной теории относительности и квантовой механики, Алтаи полагает, что обновленная дак̣ӣк̣ ал-кала̄м (философия природы) способна представить нам цельную и не конфликтующую с современной физикой фундаментальную картину мира. По мнению Алтаи, его теория позволяет совместить строгий принцип тавх̣ӣд с представлением о законах природы благодаря допущению того, что Аллах через осуществление акта рекреации (непрестанного уничтожения и сотворения всех существующих вещей) определяет, какие именно следствия порождают конкретные параметры, сохраняя при этом общий регулярный порядок воспроизводства физических явлений. Автор рецензии делает акцент на натурфилософских спекуляциях Алтаи: в работе детально описаны реконструкции каламической онтологии, скорректированные Алтаи и примененные им к решению порождаемых квантовых физикой проблем. Алтаи исходит из различения между законами природы (объективными природными регулярностями в мире) и законами физики (описаниями физических феноменов). Каузальные связи, позволяющие говорить о существовании законов природы, объясняются в двух системах по-разному: в макросистемах допускается реальная физическая казуальность,тогда как в микросистемах вводится рекреационная интерпретация квантовой механики. Объясняя последнюю, Алтаи обращается к понятиям джавхар («абстрактная субстанция» или «атом») и ʻарад̣ («акциденция»): именно акциденции, трактуемые как квантовые состояния частиц, постоянно подвергаются рекреации, что позволяет объяснять индетерминизм квантовой физики и решать тем самым проблему измерения. Дискретность же пространства и времени объясняется Алтаи посредством понятий места и момента времени (āн) — они прямо кореллируют с современными представлениями о четырехмерности физического мира. Автор рецензии выдвигает ряд критических замечаний и аргументов, призванных продемонстрировать, что, несмотря на все достоинства и контекстуальную новизну неокалама Алтаи, его взгляды остаются дискуссионными в контексте современной философии науки.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2023-11-27
Раздел
РЕЦЕНЗИИ